Фев 272012
 

В этой статье я расскажу, как написать билдер своего софта на C#.
Компилировать будем простейшую форму, у которой будет динамически меняться Caption (текст заголовка).

Для компилирования используются Namespacы:

  • Microsoft.CSharp
  • System.CodeDom.Compiler

В них содержатся необходимые нам инструменты, например такие, как CSharpCodeProvider. Эта штука позволяет компилировать нам код из строки с помощью метода CompileAssemblyFromSource(). Этим мы и воспользуемся.
Хранить свой код мы будем в самом приложении, чтобы не раздавать сорцы. Так как C# — JIT-язык, то после создания билдера его надо хорошо закриптовать, инструментов для этого куча, в гугле все есть, защиту .NET я описывать в этой статье не буду.

Итак, создаем проект WinForms. Так как у меня будет пустая форма, то ничего добавлять я не стану.
Теперь важно: весь код необходимо перенести в один файл. Все классы, Program.cs, Form1.Designer.Cs и т.д.
Это можно сделать простым копипастом и переносом using’ов вверх. Объединив все, я получил:

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
using System;
using System.Windows.Forms;
 
namespace builder
{
    public partial class Form1 : Form
    {
        public Form1()
        {
            InitializeComponent();
        }
    }
}
 
namespace builder
{
    partial class Form1
    {
        /// <summary>
        /// Требуется переменная конструктора.
        /// </summary>
        private System.ComponentModel.IContainer components = null;
 
        /// <summary>
        /// Освободить все используемые ресурсы.
        /// </summary>
        /// <param name="disposing">истинно, если управляемый ресурс должен быть удален; иначе ложно.</param>
        protected override void Dispose(bool disposing)
        {
            if (disposing && (components != null))
            {
                components.Dispose();
            }
            base.Dispose(disposing);
        }
 
        #region Код, автоматически созданный конструктором форм Windows
 
        /// <summary>
        /// Обязательный метод для поддержки конструктора - не изменяйте
        /// содержимое данного метода при помощи редактора кода.
        /// </summary>
        private void InitializeComponent()
        {
            this.SuspendLayout();
            // 
            // Form1
            // 
            this.AutoScaleDimensions = new System.Drawing.SizeF(6F, 13F);
            this.AutoScaleMode = System.Windows.Forms.AutoScaleMode.Font;
            this.ClientSize = new System.Drawing.Size(292, 243);
            this.Name = "Form1";
            this.Text = "Form1";
            this.ResumeLayout(false);
 
        }
 
        #endregion
    }
}
 
 
namespace builder
{
    static class Program
    {
        /// <summary>
        /// Главная точка входа для приложения.
        /// </summary>
        [STAThread]
        static void Main()
        {
            Application.EnableVisualStyles();
            Application.SetCompatibleTextRenderingDefault(false);
            Application.Run(new Form1());
        }
    }
}

Сохраняем это в .txt файл, создаем новый проект — наш компилятор. В его ресурсы добавляем .txt файл.
Меняем необходимый динамический текст на какой-нибудь другой, у меня это %_form_caption_%
Т.е. в ресурсах строчку this.Text = "Form1"; надо поменять на this.Text = "%_form_caption_%";

Важный момент: в настройках ресурса необходимо поставить эту настройку, иначе мы не сможем ее прочитать. Я долго искал ошибку, пока случайно не наткнулся на данное свойство.
настройки ресурса

Теперь дизайним нашу форму как хотим, ставим textbox и button.
Обработчик нажатия кнопки:

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
private void Button1Click(object sender, EventArgs e)
        {
            using (Stream stream = Assembly.GetExecutingAssembly()
                               .GetManifestResourceStream("builder.Resources.res.txt"))
            {
                if (stream != null)
                    using (var reader = new StreamReader(stream))
                    {
                        string result = reader.ReadToEnd().Replace("%_form_caption_%", textBox1.Text.Replace("\"", "\\\""));
                        var providerOptions = new Dictionary<string, string>
                                                  {
                                                      {"CompilerVersion", "v3.5"}
                                                  };
                        CompilerResults results;
                        using (var provider = new CSharpCodeProvider(providerOptions))
                        {
                            var Params = new CompilerParameters { OutputAssembly = Directory.GetCurrentDirectory() + "/build.exe", GenerateExecutable = true, CompilerOptions = "/t:winexe" };
 
                            Params.ReferencedAssemblies.Add("System.Windows.Forms.dll");
                            Params.ReferencedAssemblies.Add("System.dll");
                            Params.ReferencedAssemblies.Add("System.Drawing.dll");
                            results = provider.CompileAssemblyFromSource(Params, result);
                        }
 
                        if (results.Errors.Count == 0)
                        {
                            MessageBox.Show("Компиляция успешно завершена!", "Compilation", MessageBoxButtons.OK, MessageBoxIcon.Asterisk);
                        }
                        foreach (CompilerError compilerError in results.Errors)
                        {
                            MessageBox.Show(string.Format("Ошибка: {0}", compilerError.ErrorText));
                        }
                    }
            }
            }

Давайте разберем этот код.
Начнем со строчки:
using (Stream stream = Assembly.GetExecutingAssembly()
.GetManifestResourceStream("builder.Resources.res.txt"))

Она создает поток данных, в котором находится содержимое нашего файла с исходниками.
Важно: builder — необходимо поменять на namespace нашего компилятора
res.txt — на имя вашего ресурса (.txt файла).

Далее:
string result = reader.ReadToEnd().Replace("%_form_caption_%", textBox1.Text.Replace("\"", "\\\""));
В этой строчке происходит формирование новых значений, замена статического %_form_caption_% на динамический textBox1.Text. Обратите внимание на Replace("\"", "\\\"") — это экранирование кавычек. Если пользователь введет что-то, содержащее кавычки, например Hello, "user", то в новом исходнике он будет выглядеть как this.Text = "Hello, "user"" и это вызовет синтаксическую ошибку.

Дальше идет копипаст с MSDN, его нет смысла объяснять. Обращу внимание только на следующие строчки:

  • CompilerOptions = "/t:winexe" — так как мы генерируем не консольное, а WinForms приложение, то необходимо указать это компилятору напрямую. В противном случае на программе из выхода мы получим консольное приложение, поверх которого запустится наше.
  • Params.ReferencedAssemblies.Add("System.Windows.Forms.dll");
    Params.ReferencedAssemblies.Add("System.dll");
    Params.ReferencedAssemblies.Add("System.Drawing.dll");

    — Все using’и необходимо добавлять только так, иначе при компиляции программа не сможет их найти

Вот вообщем-то и все, остальное я думаю и так понятно.
Результат:
compiler

build

Скачать исходники проекта и компилированную версию: builder.zip (50 кб)